Анализ поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон».
Выполнил Тункин Т. С.
Введение
“Демон” Лермонтова – произведение, которое выбивается из стандартов романтизма своей углубленностью в противоречивую природу человеческой души. Написанная Лермонтовым на протяжении около десяти лет, поэма стала не просто очередным текстом на тему борьбы добра и зла, но тонким анализом внутреннего разлада и экзистенциальной тоски (Переживания бессмысленности своего существования). Лермонтов рассматривает такие аспекты человеческой природы, как стремление к свету и одновременно тягу к разрушению, не давая читателю однозначных ответов. Поэма уникальна тем, что в ней философия сочетается с глубоким чувством трагизма, что превращает “Демона” в произведение, исследующее психологический конфликт внутри каждого человека.
Thank you for reading this post, don't forget to subscribe!Образ Демона
Демон в поэме Лермонтова не является классическим воплощением зла – он сложнее. Изначально, это существо показано как олицетворение зла и разрушения, однако, вопреки своей природе, жаждет света и искупления. Его трагедия заключается в том, что, несмотря на вечное изгнание, он стремиться к любви и принадлежности. В первой части поэмы он представлен как высшая, но одинокая сущность, отвергающая мир: “Презрительным окинул оком / Творенье бога своего”. Однако эта гордость — лишь маска, скрывающая его усталость от вечного бунта и бессмысленного существования.
Когда он впервые видит Тамару, его отношение к миру меняется. Тамара пробуждает в нем желание почувствовать нечто большее, чем просто власть или презрение. Здесь Лермонтов создает парадокс: Демон не просто стремится обладать Тамарой, он хочет обрести через нее утраченное чувство жизни, что противоречит его сущности как демона. Его слова: «Меня добру и небесам / Ты возвратить могла бы словом» — выражают его потребность вырваться из своей вечной темноты.
Сравнивая его с Мефистофелем из “Фауста” Гёте, мы видим, что, в отличие от Мефистофеля, который наслаждается своим отрицанием, Демон Лермонтова пытается вырваться из этого состояния. Мефистофель насмехается над человеческой слабостью, а Демон сам становится жертвой своей тоски. Эта разница делает его образ более человечным и, в конечном счете, более трагичным, так как он стремится к свету, который он не способен удержать.
Образ Тамары
Тамара – символ чистоты и света, духовной красоты. Её образ противопоставлен образу Демона, и именно через этот контраст проявляется весь трагизм произведения. Ее образ тесно связан с красотой природы:
«Но луч луны, по влаге зыбкой
Слегка играющий порой,
Едва ль сравнится с той улыбкой,
Как жизнь, как молодость, живой.»
В момент, когда Тамара встречает Демона, она не просто пассивно принимает его присутствие; ее решение уйти в монастырь – попытка найти убежище от растущего чувства внимания к нему, стремление к чистоте и духовной защите. Однако, даже в монастыре, Демон находит её, и Тамара становится пленницей не только его силы, но и своих собственных чувств.
Ее любовь к Демону – это не просто результат его соблазнения. Это трагическая осознанность, попытка найти свет в тьме. Она видит в нем не просто опасность, но и что-то, что могло бы быть спасением. Когда она в отчаянии говорит:
«Молиться… гибельной отравой
Мой ум слабеющий объят!
Послушай, ты меня погубишь;
Твои слова — огонь и яд…
Скажи, зачем меня ты любишь!»
мы видим, что её страсть не лишена осмысленности и глубины. Она осознает свою роль в этой трагедии и, несмотря на страх, не может сама отречься от своих чувств. Именно это делает её образ сложным и драматичным, а не просто противоположностью Демона. Ее борьба – это борьба за сохранение своей сущности, даже когда её любовь ведет её к гибели.
Идейно-эмоциональная оценка
“Демон” – это не просто история о добре и зле. Лермонтов исследует гораздо более сложные аспекты человеческого состояния, в том числе экзистенциальный кризис (то есть бессмысленности бытия), стремление к свободе, тоску по недостижимому идеалу и глубочайшей жажде любви как спасения. Демон, испытывая болезненное одиночество и бессмысленность своего существования, воплощает в себе страдания человека, лишенного связи с миром и стремящегося к смыслу.
Любовь в поэме “Демон” является примером исследования Лермонтовым границы между спасением и гибелью. Любовь становится источником трагедии, потому что Демон не может изменить свою природу. Эта невозможность искупления делает его страдания по-настоящему трагическими и показывает, что его путь — это не просто движение к свету, но и в итоге постоянное возвращение к темному, исходному началу. Это неразрешимое противоречие придает поэме глубину, используя идею поиска смысла в мире, где свет и тьма тесно связаны.
Литературные приемы
Лермонтов мастерски использует эпитеты и метафоры для создания ярких образов. Описания природы Кавказа в поэме отражают внутренний мир героев.
Символика цвета играет важную роль: тёмные, мрачные тона окружают Демона, а светлые и нежные – Тамару. Благодаря таким контрастам автор подчёркивает различие между этими двумя мирами.
Вот некоторые примеры из текста произведения, которые это демонстрируют:
– “глубоко внизу чернея” — описание реки Терек, создает контраст между величием гор и мрачностью глубин.
– “косматой гривой на хребте” — метафорическое сравнение реки с львицей, для добавления силы природным сущностным.
– “золотые облака” — символизируют красоту и величие природы, образ небесной гармонии.
И множество других.
Композиционно поэма разделена на эпизоды, каждый из которых приближает героев к финалу.
Заключение
Лермонтов в “Демоне” создал произведение, которое выходит за рамки традиционного романтизма, углубляясь в сущность человеческой природы и сложность внутренних конфликтов. Это не классическая история о борьбе добра и зла – это трагедия одиночества, неосуществимой мечты и поиска спасения там, где его быть не может. Поэма “Демон” остается актуальной и сегодня, именно благодаря тому, что обращается к фундаментальным вопросам человеческой души.